КЛОД ОСКАР МОНЕ


1840-1926
   Моне родился в Париже, но детство и юность провел в Гаваре. При крещении мальчику дали несколько манерное имя Оскар, от которого он впоследствии, несмотря на протесы родителей, отказался, зменив его именем Клод. В этом поступке впервые по-настоящему проявилась самостоятельность будущего художника-черта, которая не раз помогала Клоду Моне. Сначала преодолеть нежелание отца-бакалейщика видеть его художником. Затем, в годы обучения у модного парижского художника Глейра (1862-1864),-отстоять свой взгляд на искусство. Инаконец, на протяжении всей жизни, пожалуй, именно эта черта помогала художнику в минуты сомнений остватьсятаким же деятельным, каким бывал он в минуты удач...
    В юности Моне с увлечением рисовал шаржи на окружающих. Местный художник Эжен Буден заинтересовался юношей и
Бульвар Капуцинов.
1873г.
дал ему первые уроки живописи. Страстный последователь барбизонцев, Буден, как и они, сделал пейзаж главной темой своих картин. Со временем пейзажный мотив занял такое же место и в творчестве Моне. В начале пути художник наряду с пейзажами ("Ферма в Нормандии", 1864; "Дорога в лесу Фонтенбло", 1865) писал и фигурные композиции ("Завтрак на траве", 1865; "Женщины в саду", 1867) но уже в "Лягушатнике" (1869) фигуры людей явно подчинены пейзажу. А в последующее десятилетие, с 1870 по 1880 год, Моне создает свои лучшие пейзажи; "Бульвар Капуцинок", "Поле маков", серию полотен "Вокзал Сен-Лазар", "Паруса в Аржантее", "Мост и лодки в Аржантее" и другие.
    В Аржантее, неподалеку от Парижа, Моне и его жена Камилла поселились в 18771 году. С этого времени их дом стал как бы штабом импрессионистов. Здесь подолгу жили и работали друзья художника: Ренуар, Сислей, Кайботт. Здесь с 1874 года вместе с ним занимался пленэрной живописью Эдуард Манэ, той самой пленэрной живописью импрессионистов, без которой невозможно представить себе теперь формирование всех последующих пейзажистов Франции...
    Расцвет творчеста этой славной плеяды художников пришелся на годы Третьей республики (1871-1899), когда в почете у новоиспеченной денежной знати были душещипательные ложно-патриотические и религиозные сюжеты, исполненные художниками-академистами в условной коричнево-темной гамме. Этому искусству импрессионисты в след за реалистами предшествующего поколения-Коро, Курбе, барбизонцами-противопоставляли правдивые пейзажи Франции, портреты ничем не знаменитых людей. И все это в совершенно новой живописной манере, светлой, радостной. Маленькие, раздельно положенные мазки почти чистых красок, какими писали они свои картины, на растоянии свливались в глазах зрителя, создавали у него ощущение изменчивости, подвижности изображаемого. Так близко подойти к не посредственному и живому восприятию природы не удавалось до имперссионистов еще никому...
    Отрицая своим творчеством официальное искусство, импрессионисты тем самым противостояли и существующему строю который покровительствовал такому искусству. Неудевительно, что их потлотна не принимались на выставки, устраиваемые
Руанский собор.
1893-1894гг.
Салоном. Тогда моне предложил друзьям организовать свою самостоятельную выставку. Она открылась в 1874 году, и выставленная на ней картина Моне "Восход солнца. Впечатление" (1872) дала повод назвать Моне и его единомышленников импрессионистами ("впечатление" по-французки-impression). Ни эта, ни другие выставки в 1876, 1877 и 1879 годах не принесли Моне и его группе ни признания, ни материального благополучия. Нищета сопутствовала этим одержымим людям так же долго, как насмешки и брань толпы. Только с середины 80-х годов творчество Моне Начинает приобретать мировую известность.
    В эти годы в погоне за новыми впечатлениями он посещает Лазурное побережье Франции, Италянскую Ривьеру, Голландию, предпринимает поездки на северное и северно-западное побережье Франции: в Этрета, на остров Бель-Иль... Моне всегда любил писать воду и писал ее изумительно. В Этрета и на Бель-Иле он создает свои лучшие марины: "Бурное море Этрета", "Скалы в Этрета", "Скалы в Бель-Иле", "Дикое море у Бель-Иля" и другие.
    В начале 90-х годов художник вновь возвращается к неприязательным мотивам. Пейзаж возле дома, памятник архитектуры, река-все это служит тепрь поводом, чтобы начать работать над серией картин ("Стога", "Тополя", "Руанский собор", "Виды Темзы в Лондоне"). В конце 90-х годов Моне приступает к своей самой большой серии-"Нимфей", или "Кувшинки", и пишет ее с перерывами до самой смерти. Художник воссоздает на холстах картины своего дивного сада, как истый импрессионист по-прежнему исходя из достоверности непосредственного своего восприятия. Почти ослепший к концу жизни, он продолжает писать живую природу, всегда вдохновлявшую его на творчество.

Programmed by Nerses Zackoyan

Сайт управляется системой uCoz